
С 1 июня 2025 года в нашей стране введен запрет на использование иностранных мессенджеров для определенных организаций при взаимодействии с клиентами. Многих эта новость напугала — появились слухи, что теперь иностранными мессенджерами (WhatsApp, Telegram, Viber и другими) вообще нельзя пользоваться, общаясь с клиентами. Однако это не так. Разбираемся в нюансах нового закона.
Кого касается запрет?
Согласно закону, запрет распространяется на банки, госорганы, операторов связи, некредитные финансовые организации, крупные агрегаторы и интернет-платформы с суточной аудиторией более 500 тысяч человек. Это означает, что подавляющую часть бизнеса запрет не касается. По крайней мере, пока.
Вот полный список организаций, попадающий под запрет:- Федеральные органы власти — Госдума, Совет Федерации, правительство РФ, министерства;
- Региональные и муниципальные органы — администрации регионов, городов, сельских поселений;
- Федеральные службы и агентства — ФНС, ФАС, Росреестр, Роскомнадзор, МВД, МЧС, Роспотребнадзор, Пенсионный фонд и др.;
- Государственные внебюджетные фонды — ФОМС, ПФР, ФСС и др.;
- Государственные и частные банки, включая Банк России, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Райффайзен и др., если они используют иностранные мессенджеры для уведомлений;
- Микрофинансовые организации и кредитные кооперативы;
- Лизинговые и факторинговые компании;
- Страховые компании;
- Платежные системы и агрегаторы — ЮKassa, МИР и др.;
- Операторы связи — Теле 2, МТС и др.;
- Маркетплейсы — Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет;
- Социальные сети — ВК, Яндекс, Одноклассники;
- Сервисы по размещению услуг и объявлений — hh.ru, Авито;
- Другие крупные интернет-платформы, у которых аудитория пользователей в сутки составляет более 500 тысяч;
- Владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах, например, турагентства.
Для чего нужен запрет иностранных мессенджеров?
С 2022 года Россия постепенно отказывается от иностранных сервисов и пытается обрести цифровой суверенитет. Использование зарубежных мессенджеров стало считаться риском не только для бизнеса, но и для национальной безопасности. Только те платформы, которые передают данные на территории России и соответствуют требованиям ФСБ и Роскомнадзора, могут использоваться в официальной и коммерческой коммуникации. Закон от 1 июня 2025 года стал логичным продолжением этой цифровой политики.
Поскольку зарубежные платформы не обязаны хранить данные пользователей в России и могут передавать информацию третьим лицам за границей, использование таких мессенджеров для деловой переписки нарушает закон «О персональных данных». Особенно остро этот вопрос стоял для банков, телеком-компаний и операторов госуслуг, где циркулируют миллионы записей с чувствительной информацией.
Для чего нужен запрет иностранных мессенджеров?
Под запрет попали:
- Telegram
- Skype for Business
- Viber
- Discord
- Microsoft Teams
- Threema
- Snapchat
- И другие мессенджеры иностранного производства
Запрет распространяется на любые случаи персональной коммуникации, когда компания адресно информирует или консультирует гражданина через иностранный мессенджер.
Если вы просто публикуете новости в Telegram-канале — это не нарушение. Но если через Telegram-бота клиент получает номер заказа, ссылку на оплату, личные данные — это уже подпадает под запрет.
Какие мессенджеры можно использовать?
Согласно официальному реестру российского ПО Минцифры, использовать можно только те платформы, которые включены в перечень разрешённых программных решений.
Сейчас к ним относятся:
- VK Мессенджер (входит в экосистему VK)
- VK WorkSpace (бывший Mail.ru для бизнеса)
- ТамТам
- eXpress (от «Ростелекома»)
- TrueConf (в первую очередь — для видеосвязи)
- MyOffice Мессенджер
- Импортозамещенные корпоративные платформы (например, CommuniGate Pro, Р7-Офис и др.)