8(495) 645 60 21
8(495) 645 90 71

manager@globalmg.ru
Москва, 3-я Хорошевская улица дом 11 офис №20
13 ЛЕТ на рынке веб-технологий

Главная страница сайта

Главная страница веб-сайта - это одновременно:

  • рекламный буклет;
  • обложка журнала;
  • лицо компании в мире Интернета;
  • произведение искусства;
  • фойе здания;
  • оглавление книги;
  • первая страница газеты.

Так что же такое главная страница веб-сайта?

Давайте попробуем разобраться.

Основное назначение главной (начальной) страницы веб-сайта - рассказать пользователям о компании-владельце сайта, о ее преимуществах перед другими компаниями. И самое главное - о тех товарах, которые продает компания, и услугах, которые она оказывает. Вроде бы все это - очевидные вещи. Но на самом деле создать правильную главную страницу веб-сайта - большое искусство. И это даже не задача веб-дизайнера. Это задача, решаемая целой группой специалистов разного профиля.

По словам Якоба Нильсена, гуру информационного дизайна, «главная страница веб-сайта - самая дорогая недвижимость в мире». Огромные деньги вкладываются в небольшое пространство размером с экран компьютера. Влияние главной страницы веб-сайта на успешность деятельности компании в Интернете гораздо значительнее, чем может показаться на первый взгляд. Ведь главная страница веб-сайта - это лицо компании. С каждым днем все больше потенциальных клиентов хотят ознакомиться с Интернет-представительством компании прежде, чем решить иметь с ней дело. За профессиональный аудит одной только главной страницы крупные компании выкладывают до десяти тысяч у.е. Да еще в очередь стоят к самым-самым профессионалам.

Главная страница веб-сайта - наиболее посещаемая страница. Разумеется, посетители далеко не всегда начинают просмотр веб-сайта с главной страницы. Это зависит от того, каким образом посетитель попал на веб-сайт. Если он пришел через поисковую систему, велика вероятность, что он вошел на сайт через какую-то промежуточную страницу. Но почти всегда, только попав на веб-сайт, посетитель стремится ознакомиться с главной страницей. Ведь именно главная страница может дать наиболее полное представление о веб-сайте. Поэтому посетители, чтобы не тратить времени на изучение всего сайта досконально, сразу переходят на главную страницу веб-сайта. Поэтому эргономика главной страницы имеет огромное значение.

Еще совсем недавно модным и правильным в веб-дизайне считалось делать главную страницу заставкой. Желательно, навороченной. И сейчас, с появлением флэш-технологий, эта мода «вспыхнула» с новой силой. Плохо это или хорошо - вопрос отношения к своему веб-сайту. Если веб-сайт - это информационный ресурс, предназначенный для предоставления посетителю информации о товарах и услугах компании - незачем заставлять этого посетителя любоваться красивыми мультиками. Он пришел на веб-сайт не для того, чтобы сидеть и наслаждаться.

Другое дело, если компания создает веб-сайт не для того, чтобы информировать посетителя о своих товарах или услугах, а чтобы просто присутствовать в Интернете - ведь крупные компании не могут себе позволить не иметь веб-сайта. На таких сайтах не выкладывают весь ассортимент - это было бы глупо. Пользователь приходит на этот веб-сайт, чтобы полюбоваться - ведь, как правило, за такие веб-сайты плачены огромные деньги. Их делали самые «крутые» веб-дизайнеры. Посмотрите, например, на сайт «Гуччи» . Красиво, не правда ли? Этот веб-сайт сделан для того, чтобы произвести впечатление. Просто впечатление. Как та картина Моне «Impression», от которой и пошло название импрессионизм. И такой подход имеет не только право на жизнь. Он и единственно возможен в этой ситуации. И здесь не нужно вводить никаких понятий информационного веб-дизайна.

Но основное количество веб-сайтов в Интернете - информационные. Поэтому подробно мы будем рассматривать именно их.

Итак, главная страница информационного веб-сайта - что это такое и с чем ее можно сравнить?

Существует несколько сравнений, ни одно из которых нельзя считать всеобъемлющим.

Главная страница веб-сайта - это рекламный буклет

С такого понимания роли главной страницы веб-сайта начинался маркетинг в сети. Главная страница веб-сайта рассматривалась как своего рода предисловие, которое должно вдохновить посетителя на дальнейшее изучение веб-сайта. В принципе, так и есть. Главная страница веб-сайта должна побуждать посетителя к дальнейшей работе с ним.

Но больше никакого сходства у главной страницы веб-сайта с рекламным буклетом нет. Ведь основное назначение буклета - рекламное. Читатель должен настроиться на дальнейшую работу с компанией. И он вполне нормально и привычно воспринимает рекламную информацию буклета (лозунги, призывы). Мало того, рассматривая буклет, он заранее готов лишь к поверхностному ознакомлению с компанией и любованию буклетом как таковым.

С главной страницей веб-сайта все иначе. Интернет-пользователи гораздо более целенаправлены. Если они пришли на веб-сайт, им уже некогда любоваться картинками. Они хотят получить информацию. Кроме того, у пользователей Интернета постепенно формируется стойкое отторжение рекламы. Например, еще недавно рекламные баннеры были весьма эффективным средством для привлечения посетителей на веб-сайт. Сегодня же подавляющая часть пользователей Интернета отрицательно реагирует на все, что напоминает рекламный баннер. Даже элементы навигации, весьма серьезные по назначению, могут быть не восприняты как таковые, если они будет хоть немного походить на рекламный баннер.

Пользователя в первую очередь волнует то, насколько данный веб-сайт может быть ему полезен. И всякая отвлекающая информация, особенно рекламного характера, его только раздражает. Это, конечно, не говорит о том, что на главной странице веб-сайта не должно быть рекламных материалов. Просто их подача должна быть совершенно иной, чем в рекламном буклете.

Главная страница веб-сайта - это обложка журнала

Обложка журнала делается красивой и выделяющейся на фоне других, чтобы заставить покупателя выбрать именно этот журнал. У главной страницы веб-сайта такой задачи не стоит - раз посетитель пришел на веб-сайт, значит, этот сайт он уже выбрал.

Но на обложке журнала также даются в привлекательном виде анонсы наиболее интересных публикаций. Да еще с броскими интригующими заголовками, манящими иллюстрациями. Вот эти качества журнальной обложки несомненно должны быть использованы для главной страницы веб-сайта.

Главная страница веб-сайта - это лицо компании в мире Интернета

Известно, что первое впечатление можно произвести лишь однажды. Также известно, что встречают по одежке. Поэтому, если первое впечатление будет не особо приятным, второго может просто не быть. Главная страница веб-сайта должна быть красивой (как впрочем, и остальные). Но красивой настолько, чтобы не заслонять своей красотой содержание. Все-таки посетитель пришел не на конкурс красоты. То есть оформление главной страницы должно быть стильным и неброским, без цветовой и анимационной вакханалии. Иначе посетитель просто не поймет, что это за такой красивый веб-сайт, и уйдет с него.

Главная страница веб-сайта - это произведение искусства

Несомненно. Но также несомненно, что веб-сайт - это не музей с картинами. Известно, что восприятие произведений искусства человеком происходит в два этапа. На первом этапе человек оглядывает картину бегло, чтобы понять, стоит ли тратить на нее время. И только если она его заинтересовала, он начинает изучать ее более тщательно.

С веб-сайтом ситуация иная. Но восприятие веб-сайта происходит в те же два этапа. Только на первом этапе посетитель оценивает не красоту оформления, а содержание веб-сайта и его полезность для себя. И, соответственно, если веб-сайт признан полезным, его изучение будет продолжено.

Разумеется, если веб-сайт сляпан кое-как, то посетитель может и не воспринять, что содержание представляет какую-то ценность, и решит - с такой компаний дело лучше не иметь. Поэтому должен быть баланс внешнего оформления и содержательной части веб-сайта.

Главная страница веб-сайта - это фойе здания

Фойе предназначено для входа в здание. Главная страница - для входа на веб-сайт. И как в фойе, на главной странице веб-сайта должна быть система указателей, причем не всех подряд, а наиболее важных. Их назначение - дать первую ориентировку пользователю и проинформировать его, что он зашел именно туда, куда нужно. Если же таких указателей будет слишком много, пользователь запутается и растеряется. Поэтому вопросу, какие именно указатели-ссылки должны быть на главной странице веб-сайта, а какие можно вынести на второстепенные страницы, следует уделить много внимания. Причем в пространстве экрана ссылки должны быть расположены определенным образом. Так, чтобы в наиболее привлекательной его части были самые важные и популярные ссылки, а остальные можно разместить в других областях главной страницы.

Главная страница веб-сайта - оглавление книги

Создание иерархической структуры оглавления - очень важная задача оформления книги. Правильно составленное оглавление помогает читателю не только легко ориентироваться в книге, но и быстро «схватить» основное содержание книги, например, при ее покупке. Точно также и главная страница веб-сайта должна помочь посетителю не только ориентироваться на веб-сайте, но и с первого взгляда понять, о чем, собственно, речь и стоит ли тратить время на его дальнейшее изучение.

Но главная страница - это не карта сайта. На ней нельзя дать, подобно оглавлению книги, всей иерархической структуры веб-сайта вплоть до последнего уровня. Здесь скорее подходит аналогия с оглавлениями зарубежных книг, составленными очень мудро. Правильнее сказать, в таких книгах два оглавления.

Первое - укрупненное, с краткой расшифровкой содержания глав. И главная страница сайта походит, скорее, на это оглавление.

Второе - уже обычное подробное оглавление, которое мы привыкли видеть в наших российских книгах. На веб-сайте ему соответствует карта сайта.

Главная страница веб-сайта - это первая страница газеты

На первой газетной странице в концентрированном виде с броскими заголовками подаются наиболее интересные материалы, продолжение которых следует читать уже на других страницах. В некотором смысле главная страница веб-сайта походит на эту газетную страницу. Но в газетном формате все уже давно устоялось и привычно воспринимается всеми. С Интернетом дело обстоит не так. Кроме того, на главной странице веб-сайта много места просто вынуждено отводится навигационным элементам. Навигация по газете, понятное дело, вещь совершенно ненужная.

Подведем итоги

Во всех этих сравнениях есть рациональное зерно. Но было бы большой ошибкой проводить прямые аналогии. В конце концов, веб-сайт - это не газета и не рекламный буклет. Он решает множество задач, и построен должен быть иначе.

Любой веб-сайт существует для разных категорий пользователей. Кто-то просто зашел ознакомиться с информацией о компании. Кто-то ищет конкретный товар или услугу, и содержание веб-сайта его заинтересовало. А кто-то из постоянных клиентов компании зашел на сайт, чтобы воспользоваться системой заказа через Интернет. То есть цели у посетителей могут быть совсем разные. Мало того, квалификация и опыт работы в Интернете у всех тоже разные. Один легко оперирует выпадающими и выезжающими с разных сторон меню, а другой теряется, если не видит на привычном месте кнопку «О компании». Это тоже надо учитывать.

Главная страница веб-сайта должна быть построена таким образом, чтобы каждый из потенциально интересных для компании клиентов мог подумать, что сайт сделан специально для него. Главная страница сайта должна обеспечивать простой доступ ко всем важным его элементам, при этом не быть «набитой» информацией, чтобы не испугать неискушенного пользователя. Самое важное при разработке главной страницы веб-сайта - при концентрированности информации сделать эту страницу ясной и понятной большинству пользователей.

Очень это непросто - создать хорошую главную страницу веб-сайта.

Свяжитесь с нашим менеджером

Тел.: 8 (495) 645 60 21
E-mail: manager@globalmg.ru