Время прочтения:
seo

SEO-продвижение остается одним из наиболее востребованных инструментов в интернет-маркетинге. Главная цель SEO-продвижения, если говорить простыми словами, сделать всё необходимое, чтобы ваш сайт обходил конкурентов в поисковой выдаче.

Благодаря SEO вы получаете актуальный органический трафик. Пользователи переходят на ваш сайт по конкретным запросам, часто в поисках услуги либо товара. Если сайт удобен, функционален, ассортимент и цены устраивают пользователя, высока вероятность, что он совершит заказ или оставит лид. Даже если заинтересованность в покупке отсутствует “здесь и сейчас”, пользователь запомнит сайт и, возможно, совершит отложенную покупку.

В сравнении с контекстной рекламой или другими видами прямого маркетинга, SEO-продвижение дает результат на длинной дистанции и имеет долгосрочный эффект. SEO рентабельнее прочих инструментов: не нужно платить за каждый клик или переход, вы получаете только целевой трафик, вы повышаете доверие к своему бренду. К тому же, занимаясь поисковой оптимизацией сайта, вы одновременно улучшаете его коммерческие факторы и удобство пользования, что положительно влияет на конверсии.

При этом важно выводить сайт как можно выше в Google и Яндекс. Исследования показывают, что около 40% пользователей, просматривая результаты поисковой выдачи, фиксируют свое внимание только на 4-6 элементах. Учитывая, что верхние позиции выдачи поисковики отдают под рекламные размещения, необходимо выводить свой сайт в ТОП-5 или хотя бы на первую страницу выдачи, чтобы иметь приемлемые шансы на переходы пользователей.

Чтобы добиться такого эффекта, важно грамотно провести оптимизацию сайта и постоянно работать над его улучшением. Мы подготовили основные этапы продвижения сайта — помогут вам планомерно прийти к нужному результату.

Этап 1 — Проводим аудит сайта

Предварительно необходимо проанализировать сайт, чтобы понять в каком состоянии с точки зрения SEO он находится.

Помочь в этом могут системы аналитики, а также специализированные инструменты, используемые в работе SEO-специалистами.

Первым делом необходимо обратиться к бесплатным сервисам поисковой оптимизации Яндекс.Вебмастеру и Google Search Console, если они подключены к сайту. Получив доступ к этим сервисам, SEO-специалист может найти исчерпывающую информацию о состоянии ресурса.

Неоценимую помощь в аналитике по сайту и поведению пользователей окажут сервисы Яндекс Метрика и Google Analytics — опять же, если они установлены на сайте.

Помимо этих, наиболее популярных сервисов, к сайту могут быть подключены другие аналитические системы. Например, Open Web Analytics, SEOWORK, Finteza, Oracle Analytics, Roistat и другие.

Если на сайте подобные системы не установлены, можно обратиться к специальным сервисам для SEO-аналитики, например: PR-CY.Ru, Be1.ru, SimilarWeb, Топвизор, Keys.so.

С помощью аналитических инструментов SEO-специалист получает информацию о техническом состоянии сайта, оценивает видимость сайта и его позиции относительно конкурентов, определяет проблемы с индексацией, выясняет ограничения в ранжировании, исследует особенности поведения пользователей на сайте и так далее.

Этап 2 — Исследуем нишу и конкурентов

Оценив общее состояние проекта, необходимо перейти к анализу конкурентов в поиске и исследованию тематики.

Каждая ниша имеет собственные особенности продвижения, которые необходимо учитывать для создания собственной SEO-стратегии. В частности, это конкурентность ниши, региональность, присутствие на рынке крупных игроков (например, маркетплейсов и агрегаторов), юридические аспекты и так далее. Эффективно продвигать сайт можно только в том случае, если понимаешь специфику самого бизнеса.

При анализе конкурентов в поиске важно обратить внимание на:

  • Общие характеристики их сайтов: дизайн, структуру, юзабилити, ключевые особенности.
  • Объем и каналы трафика.
  • По каким запросам конкуренты продвигаются, используют ли они контекстную рекламу.
  • Содержание сайтов. Какой контент создают конкуренты, на какие темы пишут, какие страницы у них получают больше всего переходов.
  • Коммерческие факторы и социальные сигналы.

Помочь с изучением сайтов конкурентов смогут сервисы SE Ranking, Keys.so, SpyWords, PR-CY.Ru и другие.

Этап 3 — Создаем SEO-стратегию

На основе аудита собственного сайта и сайтов конкурентов, а также исследования продвигаемой тематики создается SEO-стратегия.

SEO-стратегия — это программный документ, в рамках которого расписаны цели и задачи продвижения сайта, а также способы их достижения. В SEO-стратегии представлен пошаговый план действий со сроками и измеримым результатом.

Без SEO-стратегии не обойтись, если проект крупный, в нише много конкурентов, у вас есть цель сделать бренд по-настоящему узнаваемым.

Если сайт небольшой, вы работаете в узкой тематической нише, то создание полноценной SEO-стратегии не обязательно.

Этап 4 — Настраиваем веб-аналитику

Если на сайте еще не были установлены системы аналитики Яндекс Метрика и Google Analytics, это необходимо сделать в первую очередь.

Метрика помогает получать информацию о трафике и источниках переходов. Также в метрике можно настроить цели, чтобы более подробно отслеживать действия посетителей на сайте и их конверсионный путь.

В обязательном порядке нужно подключить к сайту Яндекс Вебмастер и Google Search Console для оценки эффективности сайта в поисковой выдаче Яндекс и Google соответственно.

Перечисленные сервисы бесплатны. Помимо них можно подключить и платные аналитические инструменты — мы их перечислили в пункте “Проводим аудит сайта”.

Этап 5 — Разбираемся с семантикой

Создание семантического ядра — один из ключевых этапов SEO-продвижения. От того, насколько правильно будет собрано ядро, зависит эффективность всей последующей работы. По сути, это фундамент продвижения. Именно поэтому на сбор семантики нужно обратить особое внимание.

Простыми словами, семантическое ядро сайта — это все ключевые слова и фразы, с помощью которых посетители могут прийти на ваш сайт. На основе семантического ядра формируется структура сайта, создаются страницы и контент.

Собирая семантическое ядро, необходимо помнить, что:

  • семантика должна охватывать весь потенциальный спектр запросов по тематике продвигаемого сайта, нужно свести к минимуму упущенные запросы;
  • ключевые запросы должны соответствовать тематике сайта;
  • ключевые запросы могут быть коммерческими и информационными, низкочастотными и высокочастотными — на что делать акцент, зависит от стратегии продвижения.

Со сбором семантического ядра помогут сервисы Яндекс Вордстат, Keys.so, SpyWords и другие.

После создания семантического ядра необходимо сделать кластеризацию, то есть объединить ключевые слова и фразы в группы по схожему контексту. В идеале на каждый такой кластер должна приходиться одна страница сайта (а на одну страницу — одна группа запросов).

Этап 6 — Формируем структуру сайта

Когда семантика собрана, приступаем к формированию структуры сайта. Если кластеризация семантики была проведена грамотно, то структура сайта во многом уже стала очевидной благодаря получившимся группам запросов и распределению их по страницам.

Главное, выстроить все страницы сайта в логической иерархии, чтобы структура:

  • была удобной и понятной для пользователя, и он не терялся в поисках нужного раздела;
  • была “читаемой” для поисковых роботов, и они могли бы быстро сканировать страницы;
  • покрывала всю собранную семантику и отвечала требованиям пользовательских интентов.

Для визуализации структуры сайта можно воспользоваться сервисами, например: Octopus.do, GlooMaps, Flowmapp или другими.

Этап 7 — Занимаемся внутренней оптимизацией

Под внутренней оптимизацией сайта понимаются разные комплекс действий, помогающих подготовить ресурс к эффективному взаимодействию как с поисковыми системами, так и с пользователями.

В частности, в рамках внутренней оптимизации сайта, важно:

  • устранить технические ошибки;
  • удалить ненужные дубли страниц;
  • настроить необходимые редиректы;
  • создать страницу 404;
  • сформировать корректные файлы robots.txt и sitemap.xml;
  • правильно использовать теги, мета-теги и атрибуты;
  • максимально повысить скорость загрузки страниц;
  • наполнить сайт полезным и уникальным контентом;
  • добавить перелинковку между страницами сайта;
  • использовать микроразметку;
  • оптимизировать изображения;
  • улучшить юзабилити;
  • обеспечить кроссбраузерность и mobile-friendly;
  • оптимизировать ресурс под социальные медиа;
  • соблюсти все актуальные требования поисковых систем.

Этап 8 — Работаем с контентом

Контент сегодня во многом играет определяющую роль в SEO-продвижении. Поисковые системы отдают предпочтение сайтам, предлагающим пользователям качественный, уникальный и релевантный контент.

Современное SEO во многом связано с контент-маркетингом. В частности, исследование компании BrightEdge, продемонстрировало, что свыше 97% маркетологов уверены: SEO и контент слились в единое целое. Времена технических “сеошных” текстов на сайтах канули в лету. Сейчас, чтобы успешно конкурировать в поиске, нужно предлагать пользователям действительно интересный и полезный контент.

Оптимальный подход — это писать много качественных статей, оптимизируя их по ключевым запросам. Для этого на каждую статью составляется ТЗ, где представлены требования к содержанию текста, чтобы материал получился детальнее, полезнее и интереснее, чем у конкурентов в выдаче. Для составления такого ТЗ проводится достаточно глубокая аналитическая работа.

Также стоит помнить, что на всех страницах сайта должны быть сформированы мета-теги, оптимизированы заголовки H1, Title, Description.

Этап 9 — Работаем над коммерческими факторами

Коммерческие факторы — это параметры, определяющие удобство заказа и покупки на продающих сайтах. Коммерческие факторы оказывают влияние на доверие пользователей к сайту и учитываются поисковыми алгоритмами при ранжировании.

К важным коммерческим факторам можно отнести:

  • Уровень доверия к сайту и компании. Его обеспечивают узнаваемость бренда, наличие реквизитов, контактных данных, реальных отзывов, портфолио. По этим причинам важно “прокачивать” карточки и в онлайн-справочниках (Яндекс.Карты, 2GIS и так далее).
  • Дизайн и удобство пользования. Важно, чтобы на сайте были качественные фотографии товара, удобный поиск, функциональный каталог с возможностью сортировки, обзоры, рейтинги и рекомендации для пользователей.
  • Цены также оцениваются алгоритмами. Важно, чтобы они соответствовали средним значениям на рынке.
  • Оплата и доставка. Чем больше способов оплаты и доставки на сайте, тем лучше.

Также важно регулярно обновлять контент, писать грамотно и структурированно, не использовать излишне агрессивную рекламу. А самое главное — сайт должен соответствовать ожиданиям пользователей.

Этап 10 — Занимаемся внешней оптимизацией

Под внешней оптимизацией понимаются действия, направленные на увеличение ссылочные массы сайта и повышение узнаваемости бренда за счет упоминания на различных медиаплощадках.

В идеальном варианте вся ссылочная масса — органическая. То есть, пользователи добровольно делятся вашим контентом, оставляют ссылки на ваш сайт, добавляя ему “веса”. На практике приходится дополнительно приобретать ссылки на сайт. В этом случае важно, чтобы внешние ссылки размещались на авторитетных и надежных площадках.

В ссылочном профиле сайта должны присутствовать ссылки:

  • из разных источников (социальные медиа, онлайн-справочники, блоги и т.д.)
  • безанкорные и с разными видами анкоров (анкор — это текст, к которому прикреплена ссылка);
  • с разной длиной анкора.

Со ссылками нужно работать очень внимательно, иначе сайт может попасть под фильтры поисковых систем.

Этап 11 — Занимаемся внешней оптимизацией

Когда проведены основные работы по внешней и внутренней оптимизации, можно перейти к анализу поведенческих факторов.

На этом этапе анализируются сильные и слабые места проекта. Благодаря сервисам аналитики (например, Яндекс Метрика) можно проследить поведение пользователей, понять, как быстро и с каких страниц они уходят, оценить их путь по сайту. Данные метрики помогут понять, как усовершенствовать ресурс, сделав его более эффективным.

Обычно к работам по улучшению поведенческих факторов относят:

  • добавление новых страниц или доработка старых;
  • проработка сниппетов (то есть, анонсов страницы сайта, которые выводятся в поисковой выдаче);
  • внедрение нового функционала (например, виджета онлайн-консультанта);
  • добавление интерактивных элементов (квизы, формы обратной связи, калькуляторы стоимость, интерактивные кнопки и т.д.);
  • добавление лид-магнитов (чек-листы, гайды, инфографика, кейсы, мини-курсы и т.д.).

Этап 12 — Анализируем и улучшаем поведенческие факторы

Удобство пользования сайтом существенно повышают его позиции в поисковой выдаче. Если у сайта приятный лаконичный дизайн, понятная и логичная структура, нужную информацию можно найти в несколько кликов, то велика вероятность, что пользователь останется на сайте и не будет возвращаться в поиск.

Но если страницы сайта долго грузятся, навигация непонятна или неудобна для пользователя, содержимое не адаптировано под мобильные устройства, то у сайта будут высокие показатели отказов и, как следствие, слабые позиции в поиске.

Адаптированности сайта под мобильные устройства следует уделить особое внимание. По данным Яндекс.Радара доля мобильного трафика в 2024 году находится в диапазоне 65-75%. По этой причине первоочередное внимание следует уделять тому, как представлен ваш сайт на смартфонах.

Удобство пользования сайтом напрямую влияет и на конверсии. Путь от выбора нужного товара и его заказа должен быть прост и понятен для пользователя и заниматься в идеале несколько кликов.

Этап 13 — Контролируем результаты и вносим улучшения

SEO-продвижение — это процесс постоянный. Да, самая главная работа проводится на первых этапах в первые месяцы. Но затем необходимо периодически актуализировать семантическое ядро, добавлять новые страницы, регулярно создавать и обновлять контент, наращивать ссылочную массу, внедрять новый функционал, следить за позициями и постоянно искать всё новые и новые улучшения, чтобы обходить конкурентов.

Только глубокая аналитика и кропотливая работа над сайтом выведет ваш проект в топ поисковых систем.

Назад